БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ
Статьи о WU

COVID-19 FAQ
Проект Венского Университета экономики и бизнеса - Professional MBA с «Ведомостями» 2021
На главную
Все программы

Entrepreneurship & Innovation

поделиться статьёй:
Закрыть
COVID-19 – конец стартапов?

Пандемия коронавируса уже «встряхнула» международные корпорации, по экономике многих стран нанесён серьезный удар. Как же в таких условиях могут выжить молодые и малоизвестные стартапы? Следует ли нам готовиться к концу мирового бума стартапов? Должны ли потенциальные предприниматели временно воздерживаться от основания новых компаний до тех пор, пока ситуация не стабилизируется? «На первый взгляд, это может показаться наиболее очевидным решением», - говорит профессор Николаус Франке, академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation. «Но на самом деле все в точности наоборот».

В этом материале эксперт по предпринимательству и инновациям из Венского университета экономики и бизнеса анализирует причины для основания новых компаний именно во время кризиса и отвечает на вопрос, почему многие люди должны решиться стать фрилансерами или предпринимателями.  

Пандемия COVID-19 и меры по противодействию ей – одни из самых серьезных потрясений с конца Второй Мировой войны, повлекшие за собой кардинальные изменения практически во всем. Сейчас мы переживаем шок, связанный с глубоким экономическим кризисом и социально-политической напряжённостью: размер ВВП резко упал, уровень безработицы стремительно вырос, число банкротств неуклонно растёт, а государственный долг во многих странах уже полностью вышел из-под контроля. Инвесторы и потребители в одинаковой степени обеспокоены происходящим. И, казалось бы, сейчас не лучшее время для того, чтобы создавать бизнес. 

Учиться на примерах из истории 

Взгляд назад, в прошлое, порой может пролить свет на многие вещи. Во время масштабного финансового кризиса 2008 года мир, казалось бы, оказался на краю пропасти. И многие из нас даже не догадываются, что именно в этот сложный период резкого падения ставок на фондовых рынках и экономических потрясений было основано огромное количество чрезвычайно успешных и инновационных компаний, таких как Uber, Airbnb, WhatsApp, Instagram, Pinterest или Slack. 

Как такое возможно? Решающими можно назвать три специфических черты кризиса:

  • Больше потенциальных предпринимателей = большее количество стратапов 

Прежде всего, в кризис появляется большее число потенциальных основателей бизнеса. Компании сосредотачивают все внимание на основных операциях. Бюджеты заморожены. Перспективные проекты поставлены на паузу. Предприятия прекращают нанимать новых сотрудников и увольняют даже самый высококвалифицированный персонал. В совокупности все эти обстоятельства приводят к тому, что в свободном плавании оказывается огромное количество людей, способных видеть новые возможности, зачастую вынужденных искать их или внезапно покинувших свою зону комфорта. 

  • Изменение спроса = предпринимательские возможности 

Текущая необходимость работать удалённо создает повышенный спрос на коммуникационные медиа и платформы для общения с командой. В период самоизоляции сервисы онлайн-шоппинга, доставки или развлекательное ПО переживают период подъема. Повышение требований к соблюдению правил гигиены привело в росту спроса на средства дезинфекции. Одновременно с этим возникает спрос на новые товары. Маски, экспресс-тесты на COVID-19 и различные типы вакцин – вот лишь несколько примеров. С другой стороны, растущий спрос создаёт дополнительный простор для инноваций и новые возможности для бизнеса, в которых так нуждаются предприниматели.  

  • Со стороны предложения: инертные танкеры против маневренных гидроциклов 

Ещё один фактор: вновь сформировавшийся спрос удовлетворяется соответствующим предложением, которое открывает новые возможности для стартапов. Многие существующие на рынке компании сейчас полностью сосредоточены на самих себе и борются за выживание. Схемы по сокращению затрат и реструктуризации препятствуют долгосрочным инвестициям, которые, в свою очередь, являются предпосылкой для инноваций. Общеизвестно также, что крупные корпорации обладают гораздо меньшей гибкостью и низкой скоростью реакции: даже предприятия средней руки зачастую значительно быстрее. Разницу между крупными и небольшими компаниями можно проследить на примере с танкером и скоростным катером. И если предприятия среднего размера столь же маневренны, как катера, то стартапы – это гидроциклы экономики. Ни один другой тип компаний не может сравниться с небольшой группой сооснователей в вопросах маневренности и гибкости. Их не сдерживают ни необходимость координации, ни бюрократия. Структур, которые были созданы в прошлом и теперь упорно сопротивляются переменам, просто не существует. Как правило, идея, возникшая в голове основателя стартапа за утренним кофе, уже находится в процессе реализации к обеду. Таким образом стартапы могут внести значительный вклад в устранение дисбаланса между спросом и предложением, возникшим во время кризиса, и тем самым помогут нам пережить этот сложный период. 

Волшебная пилюля в борьбе с глобальным вызовами 

Но это еще не все, что нам нужно сегодня. Пандемия коронавируса показала, насколько уязвимо наше общество. Тем не менее вирус не станет единственной проблемой, для решения которой потребуются предпринимательские идеи и инновационные решения. Изменение климата, миграция, энергетическая безопасность и демографические сдвиги – вот лишь несколько примеров таких вызовов. Нельзя отрицать, что стартапы уже вносят свою творческую энергию в решение всех этих вопросов. Один из множества замечательных примеров – стартап под названием “Dachgold” (дословно: золото крыши) и его инициатива «Тысяча и одна крыша». Бывшая студентка WU Корнелия Даниэль (Cornelia Daniel) вместе со своей командой видит свою цель в том, чтобы установить на крышах максимального количества компаний солнечные батареи. На данный момент они установлены уже на 648 крышах – потрясающий вклад в защиту климата, который помог Корнелии завоевать долгожданную награду “Austrian Woman of the Year 2020” («Женщина Австрии 2020»). Нет никаких сомнений в том, что бум стартапов принесет пользу всему человечеству.