Entrepreneurship & Innovation

Закрыть
поделиться статьёй:
Как защитить бизнес от потрясений?

Рыночные потрясения – шанс для стартапов расти и успешно развиваться, в то время как для руководителей уже сложившихся компаний это один из самых страшных ночных кошмаров. Когда правила, регулирующие определенную отрасль, меняются, принципы успеха, которые казались железными, неожиданно теряют актуальность, и «логика» создания стоимости оказывается перевернутой с ног на голову, главные игроки рынка могут столкнуться с настоящим экзистенциальным  кризисом.

В данном материале профессор Николус Франке, Академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation в WU Executive Academy и Глава Института Предпринимательства и Инноваций Венского Университета Экономики и Бизнеса объясняет, что руководители компаний могут  предпринять, чтобы защититься от возможных потрясений в бизнесе.

Не так давно прошли те времена, когда Nokia была ведущим в мире производителем мобильных телефонов, а Kodak доминировал в фотоиндустрии. Путешественники неизменно бронировали туры в агентствах, а на каждой улице был свой собственный магазин видеопроката. Все эти сферы рынка существенно изменились в результате отраслевых перемен. В настоящее время диджитализация и глобализация ставят перед бизнесами все новые и новые задачи. Причем в выигрыше от этого оказываются в основном стартапы или новички, превосходящие других в игре по новым правилам, в то время как прежние лидеры рынка, как правило, проигрывают. Много исследований было проведено на тему  «процессы революционных изменений». Полученные результаты дают руководителям компаний ценное руководство по превращению потенциальных угроз для непрерывного функционирования бизнеса в новые возможности.

Повышение осведомленности об угрозе

Угроза потери устойчивости нависает над любыми компаниями. Однако опыт показывает, что многие бизнесы, особенно успешные, игнорируют этот факт. Чем больший успех компания имела в прошлом, тем выше вероятность того, что ее представители будут самодовольно пребывать в своей зоне комфорта. Ситуация напоминает старую шутку о человеке, который падая с самого высокого небоскреба в мире и пролетая  этаж за этажом, все время успокаивал себя, говоря: «Пока все хорошо». Основная задача руководителей - повысить осведомленность об угрозе и следить за тем, чтобы их организации не были инертными и расслабленными - и это особенно важно в хорошие для фирмы времена.

Разрушительные силы приходят извне

Что общего у многих жертв потрясений, так это то, что их действия были сосредоточены на внутренних вопросах. Чем крупнее компания, тем важнее для нее собственная внутренняя политика и тем выше доля сотрудников, работающих в отрыве от рыночных реалий. Компании не в состоянии обнаружить ранние признаки возможных сбоев в работе, если они не внимательны к тому, что происходит вовне. Подрывные инновации обычно тоже приходят из неожиданных источников. Поэтому для бизнесов крайне недостаточно просто быть в курсе того, что делают их клиенты и нынешние конкуренты. Им также необходимо повышать осведомленность в широком смысле, учиться видеть и воспринимать общую картину, например, путем регулярного анализа аналогичных рынков и ведущих исследований о потребителях.

Гибкость принципиально важна

Изучая истории потрясений в успешных компаниях, можно проследить тенденцию, что вообще-то они давно знали о нависающей угрозе, но не смогли отреагировать на нее достаточно быстро. Чем крупнее компания, тем больше людей и департаментов вовлечены в процесс принятия решений. В результате возникает необходимость в проведении бесконечных собраний, стратегических встреч и дискуссий, что приводит к всевозможным задержкам, нерешительным компромиссам и отсутствию четких линий ответственности. Но время стоит дорого, и зачастую единственный козырь «компаний-подрывников» - это быстрый старт с точки зрения времени, а давно существующие на рынке компании как будто даже стремятся сделать все, чтобы дать им еще большее преимущество. Следовательно, для сохранения устойчивости бизнеса компаниям необходимо провести политику децентрализации и создать небольшие независимые подразделения. А при планировании процессов строгая модульность часто даже важнее, чем оптимизация эффективности.

Управление силами сопротивления

Люди, стремящиеся получить доступ к новым возможностям и гибко их использовать, неизбежно столкнутся с ожесточенным сопротивлением внутри своей компании. Рыночные потрясения – это акт созидательного разрушения, означающий, что будут проигравшие. Те, чья карьера строилась на навыках, которые в скором времени потеряют важность, попытаются предотвратить любые изменения. Это относится и к организациям в целом: в результате перемен инвестиции, сделанные в прошлом, превращаются в неоправданные расходы, и, следовательно, борьба с ними имеет смысл в краткосрочной перспективе. Однако, в конечном счете, для бизнеса саморазрушение лучше, чем уничтожение другими. В этом контексте особенно важна роль лидера. Руководители должны предпринимать энергичные действия; в противном случае инерция будет преобладать.

Потрясения вызваны инновациями

Потрясения – это всегда результат инноваций. Следовательно, лучшее средство защиты от них – быть новатором-подрывником. Чтобы превратить угрозу потери устойчивости в возможность, компании должны стремиться к инновациям. Однако подрывные инновации – это не то же самое, что постепенные изменения. Многие крупные компании-старожилы очень хороши в плане совершенствования уже чего-то существующего. Потрясения, напротив, означают применение совершенно новых подходов – новых технологий, комбинаций, новых бизнес-моделей. В дополнение к вышеупомянутым атрибутам, то есть ориентации компании на внешние процессы, структурной гибкости и готовности внедрять инновации, особую значимость приобретают также такие факторы, как руководство, ориентированное на инновации, культура, способствующая развитию творческих и смелых подходов, а также готовность создавать что-то новое, а не защищать старое. Очевидно, что это огромные проблемы для уже сложившихся компаний. Но принятие данных истин – непременное условие успеха в эпоху перемен.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ
подробнее
венский университет экономики и бизнеса
Professional mba
с ведомостями
2019