Entrepreneurship & Innovation

Закрыть
поделиться статьёй:
10 мифов о предпринимателях

Современные политики и СМИ прекрасно осознают, что благосостояние общества, развитие инноваций и экономический рост во многом зависят от предпринимателей. Однако по мере того, как интерес общественности к этой теме возрастает, в сознании многих людей укореняются мифы и ложные представления о том, что такое бизнес.

Профессор Николаус Франке, Академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation в WU Executive Academy и глава Института Предпринимательства и Инноваций Венского Университета Экономики и Бизнеса, приводит 10 самых распространённых мифов о предпринимателях и объясняет, почему эти суждения ошибочны.

Миф 1: Предприниматель – это герой-одиночка

Неверно. Приятно наблюдать, что СМИ регулярно пишут о предпринимателях, таких как Ричард Брэнсон, Илон Маск, Марк Цукерберг или Джефф Безос, – людях, которые, в отличие от многих других знаменитостей, вносят реальный вклад в жизнь общества. Но вот члены их команд редко оказываются в центре внимания прессы. Из-за этого у людей может создаться ложное впечатление, что предприниматели – это супергерои-одиночки, которые принимают все решения и действуют исключительно самостоятельно. Но на самом деле для ведения бизнеса практически всегда необходимы совместные усилия. Чтобы построить успешный стартап, требуется множество разных знаний и навыков. Едва ли в мире найдётся хоть один человек, который одинаково досконально разбирается в технологиях и в бизнесе. Именно поэтому с самого начала всё должно строиться на взаимодействии и разделении обязанностей. Успешный предприниматель – командный игрок. Кроме того, это лидер, который воодушевляет и заражает команду верой в свои идеи.

Миф 2: Предпринимателю просто необходимо иметь уникальную, революционную идею

Неверно. Бизнес – это своего рода путешествие. Зачастую он начинается с идеи, но практически всегда в процессе общения с потенциальными клиентами, партнёрами, поставщиками и инвесторами исходная идея трансформируется. Можно без преувеличения сказать, что для предпринимателя умение общаться с другими и стремление делать выводы из этих «экспериментов» – это прямой ключ к успеху. Большинство успешных предпринимателей едва ли можно назвать оригинальными изобретателями. Скорее, они знают, как и где искать новые идеи, как распознать новые возможности и как извлечь из них выгоду, претворив с их помощью собственные идеи в жизнь.

Миф 3: Предприниматели – хипстеры и суперзвёзды, ведущие гламурный образ жизни

Неверно. Предпринимательство – это в первую очередь упорный труд. Нельзя претворить идею в жизнь, работая от звонка до звонка. Среднестатистический наёмный сотрудник поразился бы, узнав, как много работают предприниматели. Заблуждения об образе жизни бизнесменов распространены по двум причинам. Во-первых, налаживание и укрепление деловых связей посредством постоянного общения и взаимодействия с клиентами, инвесторами, потенциальными партнёрами и другими участниками бизнес-сообщества – важный аспект предпринимательской деятельности. А люди, далёкие от бизнеса, часто ошибочно воспринимают такие мероприятия просто как повод потусоваться. Во-вторых, предприниматели действительно испытывают большее удовлетворение от жизни и более заряжены энергетически, чем другие социальные группы. Доказано, что достижение поставленных целей, создание чего-то нового и возможность самостоятельно принимать решения делают людей счастливее. Перефразируя Камю: предпринимателей можно представить, как людей, которые счастливы, несмотря на весь свой тяжёлый труд и все те проблемы, с которыми они сталкиваются.

Миф 4: Предприниматели думают только о деньгах

Неверно. В целом предприниматели, конечно же, осознают, что единственный реальный способ заработать состояние – это построить успешный бизнес, и большинство из них совсем не против разбогатеть. И всё же, многочисленные эмпирические исследования показывают, что основной стимул для успешных предпринимателей – удовольствие от воплощения своих идей. Стремительное развитие такого явления, как социальное предпринимательство, также доказывает: те, кто считает, что предпринимателей интересует в основном прибыль, заблуждаются. Существование таких конкурсов социального предпринимательства, как «Social Impact Award», деятельность таких организаций, как фонд «Ашока», служат ярчайшей иллюстрацией того, как предпринимательство помогает бороться с социальными проблемами, в частности бедностью, голодом или низким развитием образования.

Миф 5: Для экономики крайне важно, чтобы новых компаний было как можно больше

Неверно. Одно лишь количество ещё ни о чём не говорит. Важно, чтобы были стартапы с высоким потенциалом роста. Один успешный стартап в быстрорастущей отрасли, такой, например, как биотехнологии, может иметь большую ценность в плане экономического роста и обеспечения новыми рабочими местами, чем десятки новых цветочных магазинов или баров. Понятно, что эти бизнесы тоже важны, при условии наличия развитого рынка со здоровой конкуренцией, но, если говорить об экономическом развитии в целом, их роль не столь значительна.

Миф 6: Коэффициент «выживаемости» новых компаний показывает, насколько благоприятные условия для бизнеса обеспечивает экономика

Неверно. Коэффициент «выживаемости» может быть высоким по целому ряду причин, помимо благоприятного для бизнеса экономического климата. Это может быть связано, к примеру, с тем, что многие новые компании относятся к категории низкого уровня риска. Экономически значимые и быстрорастущие стартапы – это инновационные предприятия, а инновации по определению подразумевают риск. Даже досконально продуманные бизнес-планы и самая высокая профессиональная компетентность не могут на 100% застраховать вас от ошибок и промахов. Стартап – это ставка на будущее, и никто не может с абсолютной точностью предсказать, как поведёт себя рынок, как будут меняться условия конкуренции и как будут развиваться технологии. Каким бы разочарованием ни был для предпринимателя провал его бизнеса, с социальной точки зрения очень важно, чтобы такие рискованные, инновационные проекты создавались и дальше. В условиях инновационно-ориентированной экономики какие-то новые компании неизбежно терпят крах. Здесь главное, чтобы государство и общество смягчали удар, то есть создавали необходимые условия для того, чтобы минимизировать негативные последствия для предпринимателей, потерпевших неудачу по независящим от них обстоятельствам.

Миф 7: Австрия оказывает достаточную поддержку бизнесу. Если поддержки не хватает, всё дело в отсутствии открытости компании

Неверно. Предпринимателям в Австрии в первую очередь не хватает универсальной, общей поддержки. Качество услуг поддержки, включающих идейное стимулирование, доступ к информации, возможности для установления деловых связей и консультирование в процессе подготовки к запуску бизнеса, крайне далеко от должного уровня как в экономическом, так и в социальном смысле. Следует отметить, что в последние годы в Австрии было запущено несколько программ сопровождения бизнеса, но они, как правило, направлены на поддержку компаний на более поздних этапах, когда уже собрана команда и разработаны прототип продукта, бизнес-модель и стратегия. По сути, студенты всех учебных заведений должны иметь доступ к программам поддержки бизнеса на ранних этапах его развития и соответствующим центрам, таким как Центр предпринимательства WU.

Миф 8: Государство должно поддерживать быстрорастущие стартапы

Да и нет. Технологические, инновационные, быстрорастущие стартапы являются главными двигателями экономического роста и процветания. Однако на этапе запуска практически невозможно понять, станет ли компания «единорогом», как Facebook, WhatsApp или Zalando. Государственные проекты поддержки должны разрабатываться с учётом этого фактора и иметь целью максимизировать количество новых перспективных стартапов, имеющих высокий потенциал успешного развития. Тут как в спорте: если вы хотите работать с лучшими спортсменами, для начала необходимо воодушевить на занятия спортом как можно больше людей. И только после этого вы сможете выбрать среди них самых талантливых и начать оказывать им поддержку на профессиональном пути.

Миф 9: Предпринимательские знания и навыки нужны только тем, кто создаёт свой бизнес

Неверно. В наше время предпринимательский склад ума и предпринимательские навыки требуются практически в любой профессии. Можно сказать, что это ключевые компетенции 21 века. В цифровую эпоху, когда всё больше повседневных задач выполняются автоматически, тем, кто не обладает такими качествами, как готовность рисковать, нацеленность на результат, креативность, гибкость, открытость всему новому и желание брать на себя ответственность, приходится нелегко. Чтобы добиться успеха, необходимо обладать определёнными знаниями и навыками в области предпринимательства, например, понимать основные методы поиска и своевременной оценки возможностей для бизнеса, а также развития стратегии, решения организационных вопросов, обеспечения финансирования и выгодного использования инноваций. Поэтому крайне важно, чтобы в школах, университетах и других образовательных учреждениях обучали предпринимательству.

Миф 10: Нельзя научиться бизнесу. Предпринимателями рождаются, а не становятся

Неверно. Успешные предприниматели напоминают олимпийских чемпионов. Если у человека совсем нет таланта, даже самая лучшая подготовка в мире не сделает из него чемпиона по стометровкам. При этом за плечами всех олимпийских чемпионов последнего столетия стоят многолетние упорные тренировки, призванные раскрыть и использовать имеющийся потенциал. С предпринимательством всё обстоит точно так же. Будущие предприниматели должны иметь определённые задатки, в противном случае, им не удастся добиться успеха. Но если эти задатки есть и потенциал раскрывается и развивается в процессе обучения, приобретаются знания, связи и опыт, шансы на успех значительно возрастают. Яркий тому пример – успешные выпускники программ бакалавриата, магистратуры и MBA в области предпринимательства WU.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ
подробнее
венский университет экономики и бизнеса
Professional mba
с ведомостями
2019