Статьи

Закрыть
поделиться статьёй:
Руководители - (не-)роботы

Искусственный интеллект меняет мир бизнеса. Но что это значит для руководителей? По крайней мере, более важным для них становится умение сопереживать и понимание опасений своих подчиненных, сделанных «из плоти и крови».

Перспектива интригует и устрашает одновременно: к 2035 году ожидается, что одну четвертую ВВП Австрии будут производить машины — или, точнее, искусственный интеллект (ИИ). ИИ касается оснащения машин человеческим разумом и, соответственно, поведением. Мы сталкиваемся с ИИ, например, когда играем в видео-игры, используем поисковики или системы распознавания речи. Стремительное развитие ИИ в последние годы привело к появлению множества новых приложений, часть которых может заменить игры. У компании Google, которую считают пионером в области ИИ, есть исследователи в Цюрихе, работающие над усовершенствованием практического применения технологий.  О текущем прогрессе свидетельствует, помимо всего прочего, и тот факт, что переводчик Google работает все лучше и лучше.

«Вообще, искусственный интеллект – не такое уж новшество», - говорит Барбара Штёттингер (Barbara Stöttinger), декан WU Executive Academy. – «Еще в 1980-х годах возникла первая шумиха об ИИ, но прогнозы того времени были слишком преувеличены. Сейчас, однако, время ИИ пришло: в результате появления огромного объема данных и увеличения мощности их обработки, ИИ входит во все сферы жизни и меняет привычный мир бизнеса. Zurich Insurance Group, например, рассматривает возможность компьютерной обработки и урегулирования претензий — считается, что машина может обработать запрос в течении нескольких секунд, в то время как выполнение той же задачи человеком занимает почти час. В финансовой сфере тоже заметны изменения в связи с развитием ИИ: Erste Group объявила о наборе 5000 программистов».

Роботы на месте CEO—будущая реальность или утопия?

Что это означает для руководителей, и как будет выглядеть лидерство в будущем, принимая во внимание растущую роль ИИ? Руководитель китайской компании «Alibaba», работающей в сфере интернет-коммерции, считает, что появятся робото-руководители и даже робото-CEO — по его словам, роботы более объективны и менее чувствительны по сравнению с людьми. Меньшая чувствительность очевидна, поскольку рынок труда меняется в результате развития ИИ, увеличения автоматизации, развития сети Интернет и комбинации всех этих технологий. Среди паникерских настроений, касающихся возможных массовых увольнений, и слишком оптимистичных прогнозов зачастую остается мало места для сдержанных оценок ИИ.   

Что никогда не сможет сделать робот-босс

В таких условиях,  и, чтобы препятствовать устрашающей перспективе робото-боссов, руководители должны еще больше сосредоточиться на сопереживании и поддержке своих команд. «Мысль о том, что их место могут заменить машины, вызывает сложные чувства у подчиненных. Руководители должны проявить инициативу и с пониманием отнестись к таким настроениям», - говорит профессор Штёттингер. С одной стороны, технологии ИИ — такие, как беспилотные автомобили — должны завоевать доверие людей; с другой стороны, важно понимать волнение подчиненных, касающееся того, какую роль они – люди – будут играть в бизнесе.

Несмотря на то, что машины все больше будут замещать людей в выполнении монотонных задач, вряд ли можно найти замену креативности и социальному поведению. Будут появляться новые рабочие места, названия которых сегодня даже еще неизвестны. По мере того, как машины будут заменять людей в выполнении рутинных задач, структура компаний будет меняться — в будущем, спрос на квалифицированных специалистов возрастет, а вместе с ним и зарплатные ожидания самих специалистов. Таким образом, очевидно: «Чем лучше квалификация, тем больше вероятность, что люди сохранят свои рабочие места. А когда появятся новые - это будут, прежде всего, руководящие позиции — согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией «Capgemini», две из трех позиций будут требовать наличия управленческих навыков», - говорит профессор Штёттингер.

Доверительные отношения и пространство для маневра – как деликатно балансировать в этих вопросах

Очевидно, все чаще ожидается, что руководитель должен отличаться информированностью и владеть новыми технологиями. Учитывая вездесущность диджитализации, сегодня недостаточно переложить всю работу с информационными технологиями на плечи IT-департамента. Что касается искусственного интеллекта, компании не должны пребывать в эйфории, но и не должны отвергать технологических преимуществ. Они скорее должны найти баланс в использовании ИИ: Что имеет смысл для конкретной компании? Какие новые бизнес-модели стали возможны благодаря ИИ? Больше чем когда-либо от руководителей ожидается четкая коммуникация задач — а это, в свою очередь, требует от них постоянного усовершенствования знаний -  также как и их организации, они должны учиться все время. С одной стороны, они должны устанавливать доверительные отношения с подчиненными и поддерживать их во время переходных процессов; с другой стороны,  они должны оставить высококвалифицированным специалистам пространство для маневра, которое может быть им необходимо, чтобы сохранить способность генерировать идеи и двигаться вперед. Руководители должны уметь деликатно и непринужденно балансировать в этих вопросах.   

Вывод:

«Искусственный интеллект дает возможность компаниям повышать эффективность и осваивать новые направления. Однако, необходима комплексная стратегия для интеграции ИИ в ежедневную работу подчиненных и понимание преимуществ, которые он может привнести», - заключает Барбара Штёттингер. Этические аспекты интеграции в работу машин и роботов должны учитываться не только организациями, но и, в частности, правительствами и обществами. Спектр релевантных тем включает фундаментальные вопросы, касающиеся рынка труда в целом, а также вопросы о сферах применения ИИ и возможностях, которые ИИ открывает людям.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ
подробнее
венский университет экономики и бизнеса
Professional mba
с ведомостями
2017