Статьи

Закрыть
поделиться статьёй:
Искусственный интеллект и бизнес – от страха к выигрышу

Современную жизнь во всем ее многообразии невозможно представить без новых технологий и инноваций. Высокие технологии являются неотъемлемой частью всех бизнес-процессов. Мы вступаем в эру искусственного интеллекта, считает один из ведущих мировых экспертов Анастасия Лаутербах, глава Комитета по технологиям и инновациям американской компании Dun&Bradstreet, член советов директоров и наблюдательных советов нескольких технологических компаний США и Европы.

Анастасия Лаутербах родилась в России, закончила МГУ им. Ломоносова по специальности «славянская филология» и совершила просто головокружительную карьеру в европейских и американских компаниях. В своей новой книге «Вступая в эру искусственного интеллекта» она рассказывает о том, как бизнесу подготовиться к революции в области искусственного интеллекта.

Чтобы чётко определять приоритетные стратегические и оперативные задачи, компании необходимо разработать „стратегии максимально эффективного использования данных“, рассуждает эксперт. Допустим, работаете вы в медиакомпании, знаете, какой контент вызывает наибольший интерес, что обсуждают в социальных сетях разные группы читателей и о чём пишут ваши конкуренты. Вы можете использовать неструктурированные данные и мониторинг соцсетей для выявления тенденций и наиболее значимых факторов, а по результатам анализа создавать новый контент и тем самым расширять свою аудиторию.

Для обработки этих данных при помощи технологий искусственного интеллекта требуется IT-инфраструктура. И компании нужно определиться, что необходимо модернизировать в первую очередь, какое программное обеспечение использовать, как создать своё «озеро данных» и на оборудовании от какого производителя всё это реализовывать: «При этом важно понимать, что ни одна компания не сможет решить все эти задачи самостоятельно. Всегда будут требоваться всеобъемлющее обучение персонала и стратегия привлечения специалистов. В дальнейшем компании станут всё активнее сотрудничать с фрилансерами, временными управляющими и другими внешними партнёрами, а также находить новых способных и разнопланово мыслящих сотрудников. Умение воспринимать свежие идеи и учитывать разные точки зрения имеет очень большое значение», - считает эксперт. 

Но искусственный интеллект – это всего лишь технология, «компьютеры бесполезны, они могут только давать ответы», цитирует Пикассо Анастасия Лаутербах. Поэтому прежде чем выбирать самообучающуюся систему, компании нужно строго определить свои стратегические и операционные задачи, а также разобраться, в какой мере технологии, которые предполагается внедрить, отвечают требованиям, регламентирующим использование персональных данных, являются прозрачными и не дискриминирующими.

И только проанализировав все эти внутренние и внешние аспекты, существующую инфраструктуру и наметив целевую архитектуру, вы можете переходить на выбранную самообучающуюся систему. Анастасия Лаутербах предупреждает: стоит настороженно относиться к тем компаниям-разработчикам корпоративного ПО, которые слишком громко афишируют "искусственную интеллектуальность" своих разработок, что может оказаться рекламным ходом.  Иногда лучше сотрудничать с компаниями, имеющими реальный и успешный опыт, даже если они не очень крупные.

Еще один важный вопрос - как пользоваться основанными на искусственном интеллекте облачными решениями от таких высокотехнологических гигантов, как Amazon и Microsoft, и кому предоставлять доступ к своим базам данных: «Работа с самообучающимися системами требует комплексного подхода, и здесь не надо бояться в чём-то потерпеть неудачу – не всякая бизнес-модель обречена на успех, и не всем удаётся наладить, например, поставку товара», - объясняет Анастасия Лаутербах.

Большое значение имеет и тот факт, что искусственный интеллект даёт компании прекрасную возможность оптимизировать управление данными и её организационную структуру. При последовательной работе с искусственно-интеллектуальной системой каждый сотрудник, закладывая в неё всё новую и новую информацию, сможет обучаться и принимать решения в режиме реального времени. По словам эксперта, это радикально изменит тот масштаб возможностей, к которому так привыкли традиционные компании, с их более сложными системами финансового учёта и управления на уровне среднего звена.

Некоторые эксперты высказывают опасение, что развитие искусственного интеллекта скажется на рынке труда, возникнут этические вопросы. По мнению Анастасии Лаутербах, многое зависит от грамотного руководителя, который будет мыслить стратегически. Нужно понимать, что с ростом автоматизации меняются требования к квалификации сотрудников, что для возрастных сотрудников существует проблема адаптации к новым технологиям и что люди бывают очень разными. Крупной компании нужна долгосрочная стратегия внедрения систем искусственного интеллекта, в которой необходимо учитывать кадровые вопросы. Также стоит учитывать, что преобразования неизменно будут сопровождаться проявлениями пассивной агрессии: «К счастью, такие крупные фонды, как Blackroc, уже сейчас разрабатывают долгосрочные инвестиционные планы. Думаю, в ближайшие 10 лет новое мышление возобладает в компаниях как на руководящем, так и на исполнительском уровне. Судьба сотрудников, а также вопросы экологической и корпоративной ответственности будут зависеть от эффективности концепций устойчивого развития компаний, - говорит эксперт. - Преуспеют не все. В краткосрочной и среднесрочной перспективе мы будем наблюдать дальнейший рост неравенства, ещё более острые дискуссии по таким темам, как безусловный базовый доход, а также опасения проиграть в конкурентной борьбе с Китаем».

Уже не раз звучали мнения, что скоро роботы заменят руководителей — глава  Alibaba, крупнейшей китайской компании в сфере интернет-коммерции,  Джек Ма высказался, что они займут кресло генеральных директоров и будут более эффективны, чем люди, так как более объективны и не подвержены влиянию чувств. Но, согласно последним исследованиям компании McKinsey в сфере автоматизации, работа гендиректора относится к категории, которой технологии искусственного интеллекта коснутся мало. Его работа состоит в том, чтобы руководить и планировать, а не в том, чтобы расширять конкретный процесс или минимизировать количество ошибок при выполнении конкретной задачи, считает Анастасия Лаутербах.

Как сказал Ян Лекун, зав. лаборатории искусственного интеллекта Facebook, сегодня искусственный разум равен интеллекту крысы, а если верить последним китайским исследований, то пятилетнего ребёнка. Поэтому нужен совершенно иной подход к проведению исследований и к разработке методов «глубокого обучения» (deep learning), необходимо искать новые пути и пристальнее вглядеться в мир нейронных сетей, требуется совершенно новое поколение квантово-нейротрофических микросхем, которые пока ещё находятся на этапе становления. Поэтому с заменой гендиректоров роботами Джеку Ма придётся подождать как минимум лет тридцать, уверена спикер.

Главные заблуждения об искусственном интеллекте:

1) компания может внедрить технологии искусственного интеллекта, не меняя структуру руководства и культуру управления;

2) в ближайшие 20 лет будет создан общий искусственный интеллект;

3) потенциально опасные алгоритмы (например, в автомобильной отрасли) будут приводить к несчастным случаям;

4) Европа по-прежнему имеет конкурентное преимущество в области искусственного интеллекта;

5) люди, не имеющие математического или инженерного образования, не могут работать с технологиями искусственного интеллекта.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ
подробнее
венский университет экономики и бизнеса
Professional mba
с ведомостями
2019